Что делать,
если вам грубят в интернете?
Самое лучшее лекарство – это профилактика. Общаясь в Сети –
на форумах, в чатах – мы часто не замечаем, как сами провоцируем собеседников
на грубость в свою сторону. И, хоть в подобной ситуации всегда виноват тот, кто
нагрубил, все же следует соблюдать некоторые правила, чтобы не стать жертвой
насмешек и оскорблений.
Правило 1
Никогда не воспринимайте близко к сердцу все то, что
происходит в Сети. Ваши нервы важнее споров и дискуссий. Лучше спокойно и гордо
уйти, чем довести себя до изнеможения и психического расстройства, желая
доказать кому-то свою правоту. Никогда не продолжайте дискуссию, если
чувствуете, что разнервничались – в таком состоянии вы вряд ли сможете трезво
смотреть на вещи, а значит, сами будете провоцировать собеседников на критику
ваших эмоциональных сообщений.
Правило 2
Прежде чем отправить сообщение, прочитайте его внимательно
несколько раз, постарайтесь посмотреть на него со стороны – можно ли понять его
двояко, правильно ли оно отображает вашу точку зрения. Старайтесь сделать свое
сообщение максимально полным и лаконичным одновременно. Длинные посты случайные
люди читать не любят, а потому, если вас начнут оскорблять не по делу, вряд ли
кто-то захочет прийти на помощь.
Правило 3
Не допускайте грамматических ошибок. Тут оправданий никаких
нет, не можете писать грамотно – не пишите вообще или пользуйтесь специальными
программками для проверки текста. Несмотря на то, что тыкать пальцем на
одиночные грамматические ошибки некрасиво, все равно это делали, делают и будут
делать. Мелочь, но вам же будет неприятно, если вас уличат в подобном. Я был
свидетелем сетевых разборок, в которых весь раж спора переходил как раз в русло
обсуждения безграмотности человека, допустившего одну-единственную ошибку.
Правило 4
Уважительно относитесь ко всем участникам дискуссии. Всем
людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Потому, если чье-то мнение не совпало
с вашим, это совсем не значит, что это мнение неправильное. И если вы начнете
насмехаться над кем-то – следующей жертвой окажетесь вы.
Правило 5
Не разводите оффтоп ни при каких обстоятельствах, не
пытайтесь тыкать пальцем туда, где вам нагрубили, и не превращайте разговор в
доказательство того, что вас обидели.
Правило 6
Различайте грубость и объективную критику, см. «Правило 4».
Всем людям свойственно ошибаться, и вам тоже. Если вас раскритиковали по делу
(например, в своей точке зрения вы не учли какой-то факт, что-то не заметили и
изменили свою точку зрения) – поблагодарите критика, например, словами: «Да,
действительно, я не учел этого факта. Спасибо, буду иметь в виду», «А я об этом
не подумал», «Я подумаю, спасибо за замечание».
Правило 7
Всегда помните, что проявление грубости – это, в первую
очередь, доказательство отсутствия у человека достойных аргументов. «Юпитер, ты
сердишься, значит, ты неправ», – сказал Прометей разгневавшемуся Юпитеру,
который готов был бросить в него молнию, не найдя другого ответа.
Но даже соблюдение этих правил не защитит в Сети от
невменяемых личностей. В этом случае следует правильно реагировать на грубость.
Итак, что делать, если:
1. Спор перешел на личности не по вашей вине
Переход на личности в дискуссии – ответ, основанный не на
сути аргумента и объективных рассуждениях, а на личности конкретного человека,
выдвинувшего этот аргумент. Подразделяется на такие виды: личные нападки,
состоящие в критике или оскорблении оппонента, объяснение точки зрения
оппонента его личными обстоятельствами, указание на то, что оппонент сам
действует вопреки аргументу. (Википедия)Это может выглядеть по-разному: «А ты
сама мать? Так что ты можешь знать об этом?», «Сначала своих детей воспитай – а
потом советуй», «Если ты такая умная – то почему такая бедная?» и т.д.
Такие «методы спора» чаще всего используют люди, для которых основной целью
является не выяснение истины, а доказательство своей правоты любой ценой. В
любом случае самый лучший вариант – игнорировать подобные заявления. Но если уж
совсем достали – сделать приписку к своему основному сообщению, например,
следующего содержания: «Оффтоп: переход на личности – не аргумент, но признак
хамства». Отдельно говорить о переходе личности не советую – это будет самый
что ни на есть оффтоп, за что вы можете получить замечание, как от модератора,
так и от участников дискуссии.
2. В ответ услышали фразу с
двояким смыслом, которая может означать и оскорбление, и вполне безобидное
выражение
Ни в коем случае не воспринимайте её как оскорбление – это и
было основной целью автора двоякого сообщения. Старайтесь упрямо не замечать
попыток вас задеть подобным образом, спокойно продолжайте разговор.
3. Вас обвинили в
грамматической ошибке
Нет более ущербного обвинения, чем это (если, конечно, в
основном вы пишете грамотно, и найденная ошибка – первая опечатка). Оно
означает единственное: у собеседника просто нет других аргументов, и он не
знает, к чему бы придраться, потому и придирается к грамматике. В чем-то это
схоже с переходом на личности: «Ты даже писать грамотно не умеешь, что уж об
остальном говорить». Снова-таки см. «Правило 1», просто игнорируйте подобные
замечания, но старайтесь следовать «Правилу 3».
4. Вам открыто нагрубили
Если вы наткнулись на грубость – не отвечайте тем же, но и
не терпите подобного отношения. Лучше написать одно сообщение, высказать в нем
свою полную точку зрения и закончить на этом разговор (не обращая внимания на
то, что будут писать после вас), чем часами просиживать у экрана, ведя никому
не интересную борьбу за свою честь и достоинство.
|